Руководство по схема-терапии для клиента

Руководство по схема терапии для клиентов

Гарри – 45-летний менеджер среднего звена. Он женат уже на протяжении 16 лет, но в его браке очень много проблем. Он и его жена часто обижаются друг от друга, редко общаются на интимном уровне, поэтому очень редко получают от этого удовольствие.

Другие аспекты жизни Гарри в равной степени не приносят ему удовольствия. Ему не нравится его работа, в первую очередь потому, что он не ладит со своими сослуживцами. Он часто слышит угрозы от своего босса и других сотрудников компании. У него есть несколько друзей, с которыми он общается вне работы, но ни одного из них он не считает близким. За прошлый год настроение Гарри еще больше ухудшилось. Он становился все более раздражительным, у него появились проблемы со сном, и он начал испытывать трудности с концентрацией внимания на работе. Постепенно он все больше и больше впадал в депрессию, начал больше есть и набрал 15 фунтов. Когда он обнаружил, что подумывает о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, он решил, что пришло время обратиться за помощью. Он направился к психотерапевту, который занимается когнитивной терапией. После применения краткосрочных методов когнитивной терапии состояние Гарри быстро улучшалось. Его настроение поднялось, аппетит нормализовался, и он больше не думал о самоубийстве. Кроме того, теперь он мог снова хорошо концентрироваться, стал намного менее раздражительным. Он начал понимать, что может лучше контролировать свою жизнь, так как теперь научился контролировать свои эмоции. Но, в некоторой степени, краткосрочных методов было не достаточно. Его отношения с женой и другими людьми больше не угнетали его так, как раньше, но по-прежнему не приносили ему никакого удовольствия. Он по-прежнему не мог позволить себе попросить удовлетворить свои потребности, и к него было мало моментов, которые он считал действительно приятными. Требовалось нечто большее, чтобы помочь Гарри поменять его многолетний уклад жизни. Настоящее руководство представляет собой методику схема терапии, разработанную доктором Джеффри Янгом с целью расширить область применения когнитивной терапии для пациентов с более сложными многолетними проблемами. Схема терапия может помочь людям изменить свой многолетний уклад жизни, в том числе, их отношения с другими людьми. Настоящий документ с кратким описанием схема терапии состоит из шести разделов: 1)         Краткое объяснение понятия «краткосрочная когнитивная терапия»; 2)         Объяснение понятия «схема» с примерами; 3)         Объяснение принципов действия схемы; 4)         Объяснение различных моделей, а также принципов их действия в схема терапии; 5)         Несколько наглядных примеров; 6)         Краткое описание терапии.
 

Краткосрочная когнитивная терапия

Когнитивная терапия представляет собой направление психотерапии, разработанное Аароном Беком и его коллегами специально для того, чтобы помочь людям преодолевать свои эмоциональные проблемы. Это направление подчеркивает необходимость изменения образа мыслей людей для улучшения их настроения в состоянии депрессии, тревоги и гнева. На эмоциональное расстройство оказывают влияние когнитивные искажения, которые влияют на людей на протяжении своей жизни. Эти искажения принимают форму негативных толкований и предсказаний повседневных событий. Например, студент, который готовится к испытанию, может сам себя привести в уныние, допуская следующие мысли: «Этот материал невозможно выучить» (негативная интерпретация) и «Я никогда не сдам этот экзамен» (негативное предсказание). Суть терапии заключается в том, чтобы помочь пациентам изменить образ их мышления. Важным шагом в этом процессе является исследование признаков неадекватных мыслей. В приведенном выше примере, психотерапевт помог бы студенту взглянуть на его прошлый опыт и определить, на самом ли деле материал невозможно выучить, знает ли он наверняка, что не сможет сдать экзамен. По всей вероятности, студент пришел бы к выводу, что эти две мысли никак не связаны с действительностью. На смену приходят более правдивые альтернативные мысли. Например, студент может начать думать: «Это трудный материал, но все-таки его можно выучить. Я учил трудный материал и раньше» и «Я всегда раньше сдавал экзамены, при условии что я достаточно хорошо подготовился». Вероятно, такие мысли заставят его чувствовать себя лучше и помогут справиться с поставленной задачей. Часто применения краткосрочной когнитивной терапии вполне достаточно, чтобы помочь людям преодолеть их эмоциональные проблемы, особенно депрессию и различного рода тревоги. Это подтверждено недавними исследованиями. Тем не менее, иногда использования такой терапии не достаточно. Некоторые пациенты, проходящие краткосрочную когнитивную терапию, считают, что они не получают всех благ, которые им необходимы. Это привело психотерапевтов к необходимости изучить более глубокие и постоянные когнитивные структуры, чтобы понять и устранить плохое настроение и проблемы поведения. В результате этих усилий и была разработать схема терапия.
 

Что такое схемы

Схема – это достаточно устойчивая стабильная  форма поведения, которая формируется в детстве или подростковом возрасте и развивается на протяжении всей жизни человека. Люди оценивают окружающий мир с помощью таких схем. Схемы – это важные убеждения и впечатления о себе самом и окружающем мире, которые воспринимаются индивидом как должное.

Мы воспринимаем мир сквозь призму наших схем и в этом нет ничего патологического. Это обычный, свойственный любому человеку способ организации своего опыта. Без схем мы тратили бы слишком много времени на понимание того, что происходит вокруг и что с этим делать.
Проблемы возникают тогда, когда схемы:

  • возникли на основе болезненного опыта , поэтому приводят к переживанию или ожиданию боли и негативных эмоций;
  • ригидны, то есть не меняются под влиянием реального опыта, каким бы позитивным он не был;
  • провоцируют мгновенное, мало осознанное и, как правило, неадаптивное поведение.

В результате, действие таких схем не помогает, а мешает нам жить. Снова и снова мы наступаем на одни и те же грабли, даже если изо всех сил пытаемся их избежать.

  • Случалось ли с вами, что вроде бы незначительное событие сильно и надолго портило вам настроение?
  • Замечали ли вы, что в некоторых похожих ситуациях ведете себя совсем не так, как хотели бы, и как стоило бы себя вести? И это повторяется раз за разом, и вы ничего не можете с этим поделать?
  • Может быть, вы хотите близких и доверительных отношений и много делаете для этого, а все время получается что-то совсем-совсем другое?
  • Вы много работаете и кое-чего достигли, вас уважают, но сами вы не чувствуете свою ценность и кажетесь себе обманщиком?
  • Возможно, вы заметили, что склонны ждать от мира и других людей плохого? И даже если оно не происходит, вы все равно продолжаете этого ждать?

Это только примеры. Но если на какой-то из этих вопросов вы ответили «да», теперь вы на собственном примере знаете, как нам мешают жить такие схемы. Они вызывают сильные негативные чувства, склоняют к мрачным мыслям о себе, других и мире, под их влиянием у нас не получается заботиться о своих потребностях и достигать желаемого.

Такие схемы Янг назвал Ранними Дезадаптивными Схемами. .

Дезадаптивные схемы формируются, когда в раннем детстве не удовлетворяются определенные базовые потребности, а затем эти же схемы препятствуют удовлетворению таких потребностей уже в зрелом возрасте. Например, если такая потребность ребенка, как надежная привязанность, не удовлетворяется родителями, это может привести к тому, что в течение многих лет в своей дальнейшей жизни этот человек не сможет формировать прочные отношения с другими. Даже при том условии, что схемы закрепляются сразу, как только образуются, мы не всегда их осознаем. Как правило, они функционируют достаточно хитроумным способом вне нашего сознания. Однако, когда проявляется действие схемы, обусловленное определенными событиями, наши мысли и чувства контролируются схемами. Именно в такие моменты люди, как правило, испытывают крайне негативные эмоции и имеют негативные мысли.

Почему в детстве не удовлетворяются базовые потребности?

Как правило, это сочетание несколько факторов. Во-первых, это семейные привычки и ценности, личные особенности родителей. Во-вторых, это врожденные особенности ребенка, например, свойства его темперамента. И, наконец, это просто жизненные обстоятельства.

Экскурс в теорию привязанности.

Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития, и в частности для того, чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребенок должен развивать отношения как минимум с одним значимым взрослым.

Ранние переживания со значимыми взрослыми постепенно образуют систему мыслей, воспоминаний, убеждений, ожиданий, эмоций и поведения, по отношению к себе и другим. Эта система, называемая «внутренней рабочей моделью социальных взаимодействий», продолжает развиваться со временем и опытом.

Несмотря на то что ребенок рождается беспомощным и неумелым, он обладает рядом способностей, которые необходимы для формирования привязанности (Emde R., 1989). Как способность ребенка привлекать свою маму, так и способности новорожденного к установлению контакта со взрослым основаны на биологических механизмах и необходимы для выживания малыша. Новорожденный младенец «настроен» на поиск взрослого, он активно выделяет человеческое лицо среди других объектов, различает запах материнского молока, радуется и оживляется в ответ на обращенное к нему внимание.

У младенца возникновению привязанности способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите. Не менее фундаментальным для нормального развития ребёнка и его привязанностей является психологический комфорт, который формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру.
Именно поэтому опыт первого года жизни является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребёнка на протяжении всей его дальнейшей жизни в результате закрепления чувства экзистенциальной безопасности и навыков решения сложных ситуаций (к которым для младенцев относится собственно процесс выживания и формирования первичных отношений), что и является основой психического здоровья растущей личности.
Теория привязанности (как способности формировать длительные близкие отношения) распространяется на весь онтогенез — фактически всю жизнь человека. Сформированная привязанность (её качество) в раннем возрасте непосредственно влияет на дальнейшие успехи человека в семейной жизни, профессиональные достижения, общение в целом (как уровень компетентности в социальном адаптировании). В норме привязанность позволяет реализовать основные эволюционно-биологические задачи человека как представителя своего вида и пройти адекватный онтологический путь — оставить здоровое потомство, иметь адекватную социальную реализацию, решить задачи личностного развития, преодолеть проблемы детской травматизации.

Привязанность между детьми и их значимыми взрослыми формируется, даже если этот значимый взрослый не является внимательным и отзывчивым при социальных взаимодействиях. Это имеет важные последствия. Новорожденные не имеют возможности покинуть непредсказуемые или холодные взаимоотношения. Вместо этого они должны подстраиваться под такие отношения.

Ребенок с надежной привязанностью

«Я могу доверять моему воспитателю заботиться обо мне, поэтому людям можно доверять».

«Я стою любви потому что меня любят».

«Мир – место более заботливое, а не менее заботливое».

«Я буду действовать с новыми воспитателями так как будто я ожидаю, что они будут меня любить».

Иметь надежную привязанность означает уверенность ребенка в том, что фигура привязанности максимально доступна и отзывчива и в конечном итоге, когда это необходимо, обеспечит защиту. Это принимается за само собой разумеющееся и присутствует бессознательно. Далее, человек с надежной привязанностью не имеет необходимости манипулировать своим поведением привязанности (интенсифицировать или делать его незаметнее) для того, чтобы фигура привязанности откликалась на его потребности в привязанности. (…)

Родитель, который способен обеспечить такую заботу, скорее всего, будет рассматриваться ребенком как надежная база, и ребенок сможет свободно исследовать мир эмоций, а также окружение, зная, что родитель будет эмоционально доступен в качестве «надежной гавани», когда это потребуется. Такие дети получают опыт того, что о них помнят.

Ненадежные, или тревожные, привязанности

Иметь тревожную привязанность (избегающую или амбивалентную) означает неуверенность ребенка в том, что на его фигуру привязанности можно положиться, что родитель предоставит такую защиту и утешение или столько защиты и утешения, сколько необходимо для немедленной или удовлетворительной физической и психологической безопасности. (…) При ненадежных отношениях дети приспосабливают свое поведение таким образом, чтобы оно лучше соответствовало «зоне комфорта» родителя, повышая для себя вероятность поддержания физической и психологической близости. Ребенок также формирует свое восприятие собственного «Я» в том свете, в котором требуется родителю. Несмотря на усилия, которые мешают развитию настоящего партнерства, эти ненадежные тревожные отношения являются организованными и, по-видимому, обеспечивают определенную степень защиты, когда срабатывает система привязанности.

Ребенок с избегающей привязанностью

«От моего воспитателя можно ожидать, что он/она НЕ будет заботиться обо мне, поэтому другим тоже нельзя доверять».

«Я не достоин любви, потому что меня не любят».

«Я не буду даже просить моего воспитателя заботиться обо мне Близкие отношения не срабатывают».

«Если я покажу свои потребности, меня, скорее всего, отвергнут, поэтому надо быть самостоятельным».

«Я буду защищаться от аффекта и прятать свои чувства».

Ребенок с сопротивляющейся/амбивалентной привязанностью

«Моему воспитателю можно доверять только иногда, поэтому я буду «хватать» заботу, где и когда могу».

«Я не достоин любви, потому что меня не любят безусловно».

«Я буду пытаться получить ту заботу, которая мне нужна, используя все возможные сигналы. Но при этом я не ожидаю, что обо мне будут заботиться всегда».

Дезорганизованная привязанность

…Признаки дезорганизованного – дезориентированного поведения привязанности у младенцев следующие.

1. Последовательная демонстрация противоречивых паттернов поведения, таких как поведение очень сильной привязанности, за которым внезапно следует избегающее, замирающее или ошеломленное поведение.

2. Одновременная демонстрация противоречивых поведений, таких как сильное избегание и сильное стремление к контакту, дистресс или гнев.

3. Ненаправленные, неправильно направленные, неполные и прерванные движения и выражения, например обширное выражение дистресса, сопровождаемое движением «прочь», а не в сторону матери.

4. Повторяющиеся и стереотипные движения, асимметричные движения, движения с ошибкой по времени и аномальные позы, например спотыкание без какой-либо видимой причины и только в присутствии родителя.

5. Замирание, остановки и замедленные движения и выражения лица «как под водой».

6. Прямые знаки опасения в направлении родителя, такие как поднятые плечи и испуганное выражение лица.

7. Прямые индикаторы дезорганизации и дезориентации, такие как дезориентированное блуждание, выражение замешательства или ошеломленности, многочисленные смены аффекта и/или поведения.

По мере того как дети с дезорганизованной привязанностью становятся старше, их стратегии поведения часто превращаются в контролирующие. Ребенок берет на себя инициативу либо поддерживать вовлеченность родителя, либо заботиться о нем, что несвойственно возрасту ребенка. Другие дети начинают «мстить» окружающим, проявляя тенденцию к карающему поведению.

Дети с очень ненадежной дезорганизованной привязанностью часто демонстрируют неспособность выработать контроль над импульсивным поведением или регулировать стресс, что ведет к таким формам поведения, как вранье, кражи, уничтожение собственности, нанесение вреда себе и насилие над другими. Им постоянно нужно контролировать свою ситуацию, но у них мало контроля над собственными чувствами или поведением. Они демонстрируют неспособность испытывать эмпатию или выражать эмоции. Такие дети обычно не умеют использовать речь эффективно, особенно когда говорят о чувствах. Они неспособны проводить различия между теми, кому можно доверять и кому нельзя. Им трудно строить подлинные тесные доверительные отношения: случайных знакомых они воспринимают как лучших друзей, а любящие и заботящиеся лица могут восприниматься как подавляющая угроза. Некоторые дети воспринимают других людей только как ресурс, который можно использовать, они могут быть беспощадны. Чрезмерная тревога и раздавливающий стыд мешают развитию исследования, любопытства и воображения.

Типы привязанности у взрослых

Хазан и Шейвер применили конструкты и методы теории привязанности к романтическим отношениям в зрелом возрасте. Ими была предпринята попытка обнаружить три типа привязанности, выделенные раннее в исследованиях Эйнсворт. Бартоломью и Хоровитц выделили два компонента во внутренней рабочей модели: образ других (представление об объекте привязанности) и образ себя, как достойного интереса других.

Так выделяются четыре типа привязанности:

  • Надёжный
  • Тревожный
  • Избегающе-отвергающий
  • Тревожно-избегающий

Надёжный тип привязанности у взрослых соответствует одноимённому типу, выделенному классиками теории привязанности у детей. Тревожный тип выступает аналогом тревожно-амбивалентного типа у детей, тревожно-избегающий у взрослых — одноименного у детей, а избегающе-отвергающий тип, близкий по содержательному значению к тревожно-избегающему, не находит однозначного эквивалента в детстве.

Надёжный тип привязанности

Люди с надёжной привязанностью ( secure) открыты своему партнёру, они не боятся быть любящими и искренними с ним. Надёжная привязанность способствует позитивному восприятию романтических отношений, высокой удовлетворенности в браке и в отношениях; такие люди не боятся эмоциональной близости и даже определенной зависимости от партнёра.

Надёжная привязанность в своем онтогенезе связана, прежде всего, с непротиворечивостью поведения ближайшего взрослого, насыщенностью его эмоционального репертуара реакций, а также наличием и качеством обратной связи от взрослого.

Тревожный тип привязанности

Тревожный тип привязанности ( anxious–preoccupied) характеризуется желанием высокой степени эмоциональной близости с партнёром. Людям с такой привязанностью свойственна неуверенность в себе, ревность; им кажется, что партнёр не желает подобной степени близости.

Суть проблемы заключается в том, что повышенная тревожность порождает желание получить подтверждение чувств от партнёра, а это в свою очередь может привести к появлению зависимости от партнёра. Согласно модели Бартоломью и Хоровитц, у таких людей свой собственный образ окрашен негативно, поэтому они сомневаются в себе и тревожатся, особенно если их партнер эмоционально холоден. Они также могут быть эмоционально экспрессивны.

Избегающе-отвергающий тип привязанности

Избегающе-отвергающий ( dismissive–avoidant) тип привязанности свойственен независимым людям, для которых неприемлема высокая степень близости. Чаще всего они самодостаточны, так как их внутренняя рабочая модель наполнена позитивным содержанием по отношению к себе и негативным по отношению к другим. Именно это обуславливает некоторую отчуждённость в романтических отношениях. Такой тип привязанности имеет защитный характер, отмечается тенденция к подавлению и сокрытию своих эмоций и чувств.

Тревожно-избегающий тип привязанности

Тревожно-избегающий ( fearful–avoidant) тип привязанности отмечается у людей, пострадавших от сексуального насилия на более ранних этапах жизни. Таким людям сложно быть любящими и открытыми, несмотря на стремление к близости. В данном случае желание отдалиться продиктовано страхом быть отвергнутым, а также дискомфортом от эмоциональной близости. Они не только не доверяют партнёру и видят его в негативном свете, но и себя не считают достойными любви партнера.

 

Янг выделил 18 Ранних Дезадаптивных Схем, разделив их на группы, в зависимости от базовой неудовлетворенной потребности.

Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство).
Если эта потребность постоянно не удовлетворяется в детстве, могут возникнуть следующие схемы: 1) Брошенность, 2) Недоверие/Жестокое обращение, 3) Эмоциональная депривация, 4) Дефективность, 5) Социальная изоляция.

Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности. 
Неудовлетворению этих потребностей соответствуют схемы: 6) Несостоятельности, 7) Уязвимости к ущербу, 8) Неразвитого Я, 9) Обреченности на неудачу.

Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды. 
Ей соответствуют схемы: 10) Подчинения 11) Самопожертвования, 12) Поиска одобрения.

Потребность в спонтанности и игре. 
Возникают схемы 13) Негативизма, 14) Подавления эмоций, 15) Наказания, 16) Жестких стандартов.

 

Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю. 
Схемы: 17)грандиозности, 18)недостаточности самоконтроля.

У большинства пациентов наблюдается, по крайней мере, две или три такие схемы, а зачастую и больше. Краткое описание каждой из этих схем приведено ниже. Эмоциональная депривация “не стоит ожидать, что другие будут поддерживать меня и заботиться обо мне” Люди с подобной схемой верят, что их первичные эмоциональные потребности не будут удовлетворены другими людьми. Эти потребности относятся к трем категориям: 1) забота – потребность в привязанности, близости и любви; 2) сочувствие – потребность, чтобы тебя выслушали и поняли; 3) защита – потребность в совете, получении указаний и инструкций к действию. В основном родители людей, у которых сформировалась такая схема, вели себя достаточно холодно или отдаленно, не заботились о ребенке таким образом, чтобы отвечать всем указанным выше требованиям. Люди с этой схемой в детстве не чувствовали себя эмоционально близкими со своими родителями. Они могли быть, а могли и не быть отделены от отца или матери физически, но эмоционально были далеки друг от друга. В некоторых случаях дети были предоставлены сами себе и в период формирования личности могли ощущать пустоту. В зелом возрасте у них по-прежнему присутствует это чувство и есть ощущение, что люди не будут любить их в достаточной мере никогда. Они ощущают себя нелюбимыми и непонятыми. Они, как бездонная бочка: неважно как много им дают, этого все равно недостаточно, чтобы они были удовлетворены. Покинутость/нестабильность Данная схема связана с ожиданием, что один человек скоро потеряет другого, к которому уже сформировалась эмоциональная привязанность. Человек считает, что, так или иначе, близкие отношения закончатся в ближайшем будущем. В детстве такие пациенты, возможно, испытали развод или смерть родителей. Эта схема может также сформироваться, если родители были непоследовательны в проявлении внимания к потребностям ребенка; например, имели место частые случаи, когда ребенок оставался один или без присмотра в течение длительного времени, или родители вели себя непредсказуемо, импульсивно. Недоверие/ожидание жестокого обращения Эта схема относится к ожиданию того, что люди будут пользоваться тобой в своих интересах. Те, у кого сформировалась подобная схема, ждут от других людей, что те сделают им больно, обманут или предадут. Они часто стараются напасть первыми или впоследствии отомстить. В детстве таких пациентов часто оскорбляли или использовали в своих интересах родители, братья и сестры или сверстники. Социальная изоляция/отчуждение Данная схема основана на вере в то, что человек изолирован от мира, отличается от других людей и/или не является частью какого-либо сообщества. Эта вера обычно связана с детским опытом, когда ребенок видит, что он, либо его семья, отличается от других людей. Дефективность/стыдливость Эта схема связана с мыслями о том, что человек внутренне несовершенен, и что, если он начнет близко общаться с другими людьми, то они увидят его несовершенства и сразу же прекратят отношения. Это ощущение несовершенства и несоответствия часто приводит к сильному чувству стыда. Как правило, родители очень критично относились к своим детям и заставляли их думать, что они не достойны быть любимыми просто за то, что они есть. Неуспешность Такая схема основана на том, что человек не способен так же хорошо проявлять себя в карьере, школе, спорте, как и его сверстники. Такие пациенты могут чувствовать себя глупыми, неумелыми или бездарными. Люди с такой схемой часто не пытаются достичь поставленных целей, потому что считают, что им это не удастся. Такая схема может развиться, если ребенка унижают и считают неудачником не только в школе, но и в других сферах жизни. Обычно родители не оказывают необходимую поддержку, воспитание и поощрение ребенка, чтобы он мог упорно добиваться своих целей и преуспевать в таких областях, как учеба или спорт. Зависимость/беспомощность (некомпетентность) Эта схема относится к вере, что человек не способен выполнять свои ежедневные обязанности грамотно и самостоятельно. Люди, у кого сформировалась подобная схема, часто чрезмерно полагаются на других людей, включая такие области, как принятие решений и постановку новых задач. Как правило, родители не поощряют таких детей действовать самостоятельно и развивать уверенность в их способности заботиться о себе. Уязвимость/ Незащищенность от обид и болезней Данная схема связана с постоянным ожиданием крупной катастрофы (финансовой, природной, медицинской, уголовной и т.д.). Такое ожидание может привести к принятию чрезмерных меры предосторожности, чтобы защитить себя. Обычно ребенок подвергался опеке чрезвычайно боязливых родителей, которые вложили в него идею, что мир – это очень опасное место. Запутанность/неразвитая идентичность Эта схема относится к форме поведения, при котором человек испытывает слишком сильную эмоциональную привязанность к другим людям – обычно к родителям или любовным партнерам. Также может присутствовать чувство, что человек обладает очень слабо выраженной индивидуальностью, что, в свою очередь, вызывает чувство пустоты или запутанности. Формирование такой схемы часто вызвано поведением родителей, которые чрезмерно контролировали, оскорбляли или опекали ребенка, у которого в последствии так и не развилось чувство собственного «я». Покорность/ Подчинение Такая схема связана с убеждением, что нужно подчиняться контролю других людей, чтобы избежать негативных последствий. Часто такие пациенты опасаются, что, если они не подчинятся, то на них будут злиться или откажутся общаться с ними. Подчиняясь, такие пациенты игнорируют свои собственные желания и чувства. В детстве они подвергались чрезмерному контролю родителей, их чувства, желания, потребности мало учитывались. Самопожертвование В этой схеме наблюдается чрезмерная жертвенность собственных нужд в угоду другим. Когда такие пациенты обращают внимание на свои собственные нужды, они часто чувствуют себя виноватыми. Чтобы избежать чувства вины, они ставят потребности других выше своих собственных. Часто пациенты, которые жертвуют собой, ощущают чувство повышенного самоуважения, или их жизнь наполняется смыслом, только если они помогают другим людям. В детстве такого человека, возможно, заставляли чувствовать себя чрезмерно ответственным за благополучие одного или обоих родителей. Подавление эмоций Эта схема связана с убеждением, что необходимо подавлять спонтанные эмоции и импульсы, особенно гнев, потому что любое выражение чувств может навредить другим людям или привести к потере самоуважения, смущению, ответному удару или изоляции. Такому человеку может не хватать непосредственности, его могут считать скованным. Такая схема часто обусловлена запретом родителей выражать свои чувства. Жесткие стандарты/придирчивость/гиперкритичность Такая схема основана на том, что все, что вы делаете, вы делаете не достаточно хорошо, что вам всегда нужно стремиться делать это лучше. Мотивация данного убеждения – это желание удовлетворить чрезвычайно высокие внутренние требования на соответствие, как правило, с целью избежать внутренней критики. У людей с такой схемой наблюдается поражение таких важных сфер жизни, как здоровье, получение удовольствий или же страдает чувство собственного достоинства. Обычно родители таких пациентов никогда не были удовлетворены и проявляли свою любовь к детям только при условии достижения особых успехов. Грандиозность/привилегированность/восприятие чего-либо как должного Эта схема основана на убеждении, что вы должны добиться всего или, скажем, заполучить все, что вы хотите, немедленно, независимо от того, причинит ли это боль другим людям или покажется им неоправданным. Родители, которые чрезмерно баловали своих детей, и которые не установили пределов относительно того, что является социально необходимым, могут повлиять на формирование этой схемы. Кроме того, некоторые дети развивают эту схему, чтобы компенсировать чувство эмоциональной депривации или дефектности. Недостаточный самоконтроль/самодисциплина Эта схема связана с неспособностью терпеть любые разочарования в достижении своих целей, а также с неспособностью сдерживать выражение своих эмоциональных порывов и чувств. Когда отсутствие самоконтроля достигает критичной отметки, имеет место уголовное поведение или поведение, обнаруживающее склонность к пагубным привычкам. Родители, которые не развивают у ребенка чувства самообладания, или которые не в полной мере дисциплинируют своих детей, могут предрасположить их к закреплению такой схемы поведения в будущем. Поиск одобрения, признания Такая схема с приданием слишком большого значения получению одобрения и признания других людей ценой своих подлинных потребностей и самоощущения. Она также может включать в себя чрезмерное внимание к статусу и внешнему виду в качестве средства получения признания и одобрения. Пациенты с такой схемой поведения, как правило, чрезвычайно чувствительны к отказам людей и стараются подстроиться под других. По большей части, их потребности в бескорыстной любви и одобрении в раннем детстве не были удовлетворены их родителями. Негативные чувства/пессимизм Эта схема относится к распространенному образу мышления, когда человек концентрируется на негативных аспектах жизни, сводя к минимуму положительные аспекты. Пациенты, у которых сформировалась подобная схема, не могут наслаждаться положительными событиями в своей жизни, потому что сильно сосредоточены на негативных мыслях или потенциальных проблемах в будущем. Они обеспокоены возможными неудачами независимо от того, насколько хорошо идут дела на данный момент. Как правило, у таких пациентов были родители, подверженные чрезмерному волнению. Пунитивность Подобная схема основана на убеждении, что люди заслуживают того, чтобы быть сурово наказанными за свои ошибки. Такие люди очень требовательны и не прощают ни себя, ни других. Они, как правило, большую часть времени недовольны несовершенным поведением. Обычно в детстве у таких пациентов был по крайней мере один родитель, который делал слишком большой акцент на результатах деятельности и использовал пунитивный стиль управления поведением.

Принципы действия схем

Существует два основных принципа действия схем: ослабление и закрепление. Все мысли, формы поведения и чувства можно рассматривать как элемент одного из этих действий. Они либо закрепляют схемы или ослабляют их. Подробнее об ослаблении схем рассказано в следующем разделе о терапевтических приемах. Закрепление схемы представляет собой повседневные процессы, через которые схемы функционируют и закрепляются. Это достигается путем когнитивных искажений, саморазрушающих моделей поведения и способов ослабления схем. Ранее упоминалось, что когнитивные искажения являются главной целью когнитивной терапии. Эти искажения представляют собой негативные интерпретации и предсказания жизненных событий. Схема вычленяет или преувеличивает ту информацию, которая ее подтверждает, при этом сводя к минимуму или отрицая ту информацию, которая ей противоречит. Аналогичным образом нездоровые модели поведения закрепляют схему. Тот, кого оскорбляли в детстве, или тот, кто живет со схемой Недоверие/ожидание жестокого обращения, может стремиться к оскорбительным для него отношениям и в зрелом возрасте и поддерживать их, тем самым, постоянно подпитывая схему. Для того чтобы понять принципы действия схем, необходимо дать определение трем копинг стратегиям: капитуляция, избегание и гиперкомпенсация. Именно через эти три способа преодоления схемы влияют на наше поведение и делают все, чтобы обеспечить свое собственное выживание. Стратегия капитуляции – это способы, которыми люди пассивно вовлекаются в схему. Они принимают схему как истину, а затем действуют так, чтобы подтвердить ее. Например, молодой человек со схемой покинутости/нестабильности может выбирать себе в партнеры людей, которые не способны строить долгосрочные отношения. Он может гипертрофированно реагировать на самые незначительные признаки покинутости, к примеру, короткий промежуток времени, проведенный без партнера будет вызывать у него крайне негативную эмоцию. Несмотря на эмоциональную боль в этой ситуации, он также может пассивно поддерживать такие отношения, потому что не видит другого возможного способа общения с женщинами. Стратегия избегания  – это способы, при помощи которых люди избегают активации схем. Как упоминалось ранее, активация схемы вызывает крайне негативную эмоцию. Люди разрабатывают свои способы избегания активации схемы, чтобы не чувствовать эту боль. Существует три разновидности схемы избегания: познавательное, эмоциональное и поведенческое избегание. Когнитивное избегание – это усилия, которые прикладывают люди, чтобы не думать о расстраивающих их событиях. Такие усилия могут быть либо добровольными, или автоматическими. Люди могут добровольно не сосредотачиваться на каком-либо аспекте их личности или событии, которое кажется им тревожным. Также существуют и бессознательные процессы, которые помогают людям отстраниться от информации, которая чересчур их огорчает и которой сложно противостоять. Часто люди напрочь забывают особенно болезненные для них события. Например, у детей, ставших жертвами сексуального насилия, полностью стирается память об этом событии. Эмоциональное или аффективное избегание – это автоматические или добровольные попытки блокировать болезненные эмоции. Часто, когда люди испытывают болезненные переживания, они заставляют себя становится бесчувственными, чтобы заглушить боль. Например, муж, говоря о том, что его жена действует оскорбительным для него образом, заявляет, что не гневается на нее, а всего лишь испытывает легкое раздражение. Некоторые люди злоупотребляют алкоголем или наркотиками, чтобы заглушить чувства, вызванные схемами. Третья разновидность схемы избегания – поведенческое избегание. Люди часто действуют так, чтобы избежать ситуаций, которые активируют схемы, и, тем самым, стараются избежать психологической боли. Например, женщина со схемой неудачи может избегать новой, но сложной работы, которая для нее стала бы очень хорошим выбором. Избегая сложной ситуации, она избегает боли, к примеру, сильной тревоги, которую может вызвать эта схема. Третьим принципом действия схемы является гиперкомпенсация. Индивид ведет себя таким образом, который, как ему кажется, противоположен тому, который предлагает схема, во избежание ее активации. На первый взгляд может показаться, что люди, прибегающие к гиперкомпенсации, ведут себя правильно, пытаясь защитить себя. Но, перейдя определенную черту, они создают еще больше проблемных моделей поведения, которые затем закрепляют схему. Например, молодой человек со схемой Дефективности может компенсировать ее, позиционируя себя как перфекциониста и критикуя других людей. Скорее всего, это приведет к тому, что другие люди также станут его критиковать, тем самым, подтверждая его веру в то, что он ущербный.
 

Работа с режимами (модус модели, частицы)

Одним из наиболее важных нововведений в схема терапии является понятие режима. В рамках этой работы режимом считается набор схем или принципов их действия, актуальных для человека в текущий момент. Или же состояние можно определить как временный образ или состояние ума. Большинство людей понимают, что у всех нас имеются различные состояния, в которые мы постоянно входим и из которых выходим. Например, если подруга говорит вам, что у нее был плохой день, потому что ее начальник (или ребенок) были сегодня невыносимы, вы точно знаете, что она имеет ввиду. Зачастую психотерапевт решает проводить терапию с учетом режимов пациента. Если в начале сеанса пациент находится в очень расстроенном состоянии, психотерапевт может спросить его, какая часть пациента испытывает эмоциональную боль, и попытается распознать ее, чтобы работать с ней напрямую. Например, в течение нескольких сеансов Майра была очень грустной и расстроенной, потому что не могла обсудить со своим мужем некоторые проблемы. В своей беседе Майра и психолог сосредоточились на режиме, или состоянии (части) Майры, которое называлось Одинокая Майра и было актуальным на текущий момент после неудачных попыток поговорить с мужем. Задействуя эту часть Майры, психотерапевт смог дать ей возможность выразить свои чувства и мысли, связанные с ее состоянием одиночества. Точная схема работы с режимами различается от сеанса к сеансу. Однако, можно описать некоторые из наиболее распространенных принципов работы с определенным состоянием. Зачастую пациент и психотерапевт обсуждают историю режима: пациент рассказывает о том, как этот режим (это состояние) появился, и что происходило потом. Между различными режимами (состояниями) и текущими проблемами пациента устанавливается связь. В случае конфликта между различными состояниями возможен диалог. Например, состояние скупой и состояние плейбой, вероятно, будут конфликтовать в человеке при выборе марки автомобиля. При этом всегда необходимо стараться привязать состояние и к другим терапевтических аспектам.

Модусы схем описываются четырьмя основными категориями, каждая из которых включает еще ряд подвидов:
1. Модус «Дисфункциональный ребенок»(когда переживаются интенсивные негативные эмоции — страх, злость, стыд, тоска, угроза) подразделяется на подвиды: 1) уязвимый ребенок(печаль, покинутость,беспомощность); 2) злой ребенок (злость, агрессия) и 3) импульсивный ребенок(непереносимость фрустрации)

  • Злой ребенок – Данный режим вызывается в основном за счет ощущения себя жертвой или чувства горечи, ведущего к отрицанию, пессимизму, ревности и ярости. Будучи приверженным к данному режиму, человек может испытывать потребность кричать, орать, бросать/ломать вещи, и возможно даже наносить вред себе/окружающим. «Злой ребенок» разгневан, испытывает страх, отчаяние, полон сомнения в себе, чувствует отсутствие поддержки собственных идей, раним.
  • Импульсивный ребенок – этот тот режим, при котором «всё сходит с рук». Теоретически данный режим может вступать в игру в периоды, когда человек переживает «кризис самоопределения» или моменты деперсонализации. Виды поведения «импульсивного ребенка» могут включать в себя: безрассудное вождение, употребление психотропных веществ, нанесение себе порезов, суицидальные мысли, азартные игры, или вспышки гнева, такие как битьё в стену в состоянии «на взводе» или обвинение ни в чем не повинных людей в каких-либо несущественных трудностях. Небезопасный секс, быстрое принятие решения убежать от возникшей проблемы без ее решения, вспышки гнева, воспринимаемые окружающими как инфантильные, и так далее – вот лишь немногие проявления поведения, присущего «импульсивному ребенку». «Импульсивный ребенок» – это мятежный и беспечный режим, могущий приводить к сознательным суицидальным мыслям, если его не остановить.
  • Уязвимый ребенок – это режим, в котором человек чувствует себя в каком-то смысле дефектным, выброшенным, нелюбимым, очевидно одиноким, или может находиться в умонастроении «я против мира». Ощущение того, что человека оставили сверстники, друзья, семья, и даже целый мир, являются основой данного режима. Поведение человека, погрузившегося в режим «уязвимый ребенка» включает, но не ограничивается, впаданием в тяжелую депрессию, пессимизм, чувство ненужности, возникающего комплекса неполноценности, ощущения себя недостойным любви, ощущение черт собственной личности как изъянов, которые невозможно исправить. В данном режиме суицидальные замыслы и тенденции, гиперчувствительность к критике/комплиментам, упрямство, замкнутое поведение и отношение типа «чего ради стараться?» составляют основу «уязвимого ребенка».

2. Модус «Дисфункциональный родитель» включает так же два подвида: 1) наказывающий / критикующий родительи 2) требовательный родитель, предъявляющий нереалистично высокие стандарты

  • Карающий/критикующий родитель - режим наказывающего родителя определен верой пациента в то, что он должен быть жестоко наказан, возможно, из-за ощущения «неполноценности», или в результате совершения какой-либо простой ошибки. Они могут чувствовать, что должны быть наказаны даже за то, что они существуют, когда режим наказывающего родителя завладевает их личностью. Печаль, гнев, нетерпение, а также недовольство проявляются в «наказывающем родителе», и направлены на пациента и от пациента. Даже небольшие и решаемые проблемы или нереалистичные перфекционистские ожидания, а также «черное-белое мышление» порождают «наказывающего родителя». «Наказывающий родитель» имеет большие трудности в прощении себя даже в обычных обстоятельствах, в которых любой мог бы не оправдать их ожиданий. «Наказывающий родитель» не желает допустить человеческую ошибку или несовершенство, таким образом, наказание является тем, к чему этот режим стремится и чего желает.

3. Модус «Дисфункциональное совладание» представляет собой стратегии дисфункционального совладающего поведения, среди которых выделяются: 1) избегание(отвлечение и успокоение посредством, например, алкоголя или самостимуляция в виде ухода в рискованное поведение); 2) сверхкомпенсация, втом числе в виде нарциссической грандиозности; 3) отказ от борьбы в форме капитуляци и подчинения своих потребностей другому лицу
4. Наконец, с психическим здоровьем связаны два модуса: 1) «Довольный ребенок» и 2) «Здоровый взрослый».

  • Здоровый взрослый - режим «Здорового взрослого» — это тот режим, достичь которого стремится схема — терапия, и который обеспечивает длительное состояние благополучия. «Здоровый взрослый» хорошо справляется с принятием решений, заботлив, способен обнадежить, амбициозен, устанавливает пределы и границы, формирует здоровые отношения, берет на себя всю ответственность, видит вещи насквозь и в определенных границах наслаждается/принимает участие в доставляющих радость занятиях и интересах, также заботится о своем физическом здоровье, рационален, способен решать проблемы, думает, прежде чем действовать, осознает собственное достоинство, хорошо сбалансирован психически, эмоционально и физически. «Здоровый взрослый» является зрелой личностью и любит себя. В этом режиме человек сосредоточен на сегодняшнем дне, но надеется и стремится к лучшему в будущем. «Здоровый взрослый» прощает прошлому, больше не видит себя в качестве жертвы (но в качестве пережившего) и выражает все эмоции здоровыми средствами, не приносящими вреда.

 Наглядные примеры В этом разделе приведено шесть наглядных примеров. В каждом из них описана копинг стратегия. Прочитав этот раздел, вы получите представление о том, как эти процессы могут действовать в реальных жизненных ситуациях.

  • Эбби – молодая женщина, основной схемой поведения которой является покорность/подчинение. Если другие люди ведут себя чересчур уверенно, она считает, что ее хотят контролировать. У нее появляются следующие мысли: «Я не могу постоять за себя, в противном случае они не будут любить меня» и склонна подчиниться другим (стратегия капитуляции). В других случаях она решает, что никто больше не будет ее контролировать, и теперь она будет всех контролировать (стратегия гиперкомпенсации). Иногда, когда люди предъявляют к ней необоснованные требования, она занижает важность собственных чувств, и у нее появляются следующие мысли: «Мне не важно, что случится». В других случаях она избегает общения со знакомыми, перед которыми она не может постоять за себя (стратегия избегания).
  • Основная схема поведения Стюарта – неуспешность. Всякий раз, когда он сталкивается с возможными трудностями, он считает, что не способен с ними справится. Зачастую он делает вялые попытки преодолеть трудности, убеждая себя в том, что он не справится с ними, и, тем самым, только укрепляет свою веру в то, что он не справится с трудностями (капитуляция). Время от времени, он прилагает огромные усилия, чтобы представить себя перед другими в нереально выгодном свете, тратя огромные суммы денег, например, на одежду и автомобиль (гиперкомпенсации). Часто он избегает активации своей схемы, избегая проблем вообще и убеждая себя в том, что за задачу не стоит браться (избегание).
  • Основная схема поведения Ребекки – дефективность/стыд. Она считает, что с ней что-то не так, и если кто слишком сблизится с ней, то отвергнет ее. Она выбирает партнеров, которые очень критично относятся к ней и подтверждают ее мнение о том, она ущербна (капитуляция). Иногда она проявляет чрезмерную защитную реакцию и в ответ критикует другого человека, когда сталкивается с незначительной критикой в свой адрес (гиперхкомпенсация). Она также делает все, чтобы ни один из ее партнеров не слишком с ней сблизился, тем самым, избегая того, что они увидят ее ущербность и отвергнут ее (избегание).
  • Майкл – мужчина средних лет, основной схемой поведения которого является зависимость/некомпетентность. Он считает себя неспособным выполнять ежедневные задачи и вообще стремится заручиться поддержкой других. Всякий раз, когда он может выполнить задачу сам, он стремиться работать с людьми, которые оказывают ему слишком большую помощь. Это сдерживает развитие у него навыков, необходимых для самостоятельной работы, и подтверждает его мнение о себе, как о человеке, который нуждается в помощи других (капитуляция). Время от времени, когда наступает самый подходящий момент воспользоваться советом других, он отказывается это делать (гиперкомпенсация). А свое беспокойство он умешает, стремясь как можно дольше отложить самостоятельную работу (избегание).
  • Основная схема поведения Энн – социальная изоляция/отчуждение. Она считает себя иной, чем другие люди, и не может к ним приспособиться. Когда она выполняет какое-либо задание в составе группы, в действительности она не участвует в работе группы (капитуляция). Время от времени, она очень враждебно настроена по отношению к членам группы и может очень критически относится к группе в целом (гиперкомпенсация). В других случаях она предпочитает вообще избегать групповых занятий (избегание).
  • Основная схема поведения Сэма – эмоциональная депривация. Он выбирает партнеров, которые не очень-то могут удовлетворить эмоциональные потребности других, а затем действует таким образом, что им становится еще сложнее становится удовлетворить его эмоциональные потребности (капитуляция). Временами он очень требователен, настроен враждебно и провоцирует конфликты со своими партнерами (гиперкомпенсация). Сэм избегает слишком близкого общения с женщинами, но отрицает, что у него с этим проблемы (избегание).


 

Терапевтические приемы – изменение схем

Цель схема терапии заключается в задействовании процессов ослабления схемы. Эти процессы призваны ослабить ранние неадекватные схемы, максимально преодолеть стресс и сформировать правильное поведение человека. Психотерапевт, используя режим здорового взрослого, борется со схемой. Все описанные ниже психотерапевтические приемы может рассматривать в качестве примера ослабления схемы поведения. Первым этапом терапии является комплексная оценка состояния пациента. Основная цель такой оценки – определить схемы поведения и способы их преодоления, которые наиболее значимы в психологическом портрете пациента. Этот этап включает несколько шагов. Вначале психотерапевт выясняет о последних событиях и обстоятельствах жизни пациента, который обратился к нему за помощью. Затем психотерапевт изучает историю жизни пациента и ищет закономерности, которые могут быть связаны со схемами. Для оценки схем поведения психотерапевты могут воспользоваться и другими методами. Например, схемный опросник Янга, который пациент заполняет, перечисляя в нем свои мысли, чувства и модели поведения, присущие различным схемам поведения. Далее опросник оценивают на предмет соответствия жизни пациента.

Классификация методов схема-терапии

Одни стратегии работают с мышлением и направлены на изменение того, как люди думают о себе, других, мире и своих потребностях.

Другие стратегии направлены на изменение того, как люди чувствуют , на работу с эмоциональной памятью и воображением. Для этого используются как техники, типичные для гештальт-терапии, так и собственные разработки Дж. Янга.

Поведенческие стратегии помогают изменить то, как люди действуют в обстоятельствах, которые запускают их схемы. Иногда для этого необходимо освоить недостающие навыки, например новые способы общения, иногда — научиться расслабляться, иногда просто раз за разом пробовать вести себя по-другому.

И, наконец, важной частью схема-терапии являются терапевтические отношения. Очень важно, чтобы психотерапевт был теплым, эмпатичным и, в рамках терапевтических отношений, заботился о потребностях клиента. В процессе совместной работы терапевт и клиент создают общее видение проблем и трудностей, обсуждают план работы, делятся наблюдениями.

 

Примеры некоторых техник

Ограниченное перевоспитание

Процесс ограниченного перевоспитания является основой лечения в схема — терапии, и одним из наиболее уникальных и определяющих ее элементов. Центральное положение и эффективность данного подхода получили экспериментальное подтверждение по результатам двух рандомизированных контролируемых исследований схема — терапии. Изучение исходов в данных исследованиях показало, что большая доля пациентов с пограничными расстройствами личности могут достичь полного выздоровления в отношении целого спектра симптомов. Уровень выхода из исследования в этих работах был крайне низким. Пациенты, принявшие участие в данных исследованиях, относили большую часть эффективности лечения и низкий процент выхода из исследования на счет метода ограниченного перевоспитания.

Ограниченное перевоспитание берет исток непосредственно из предположения схема — терапии о том, что ранние неадаптивные схемы и режимы возникают в том случае, если не удовлетворяются основные потребности. Цель заключается в удовлетворении этих потребностей путем оказания помощи пациенту обрести впечатления и переживания, которые были упущены в раннем детстве, и которые послужат в качестве антидота разрушительным переживаниям, приведшим к неадекватным схемам и режимам. Ограниченное перевоспитание, соответствующее здоровому воспитанию, предполагает создание с помощью терапевта безопасных привязанностей, в рамках профессиональных отношений, когда терапевт направляет свою деятельность на удовлетворение этих потребностей. Исследования, охватывающие широкий спектр дисциплин, поддерживают постулат о том, что эта безопасная привязанность является основой адаптивного функционирования, благополучия и процветания.

В центре внимания ограниченного перевоспитания лежит широкий спектр потребностей, включающий ранние связи, радость, адекватные ограничения и автономию. По мере того, как процесс воспитания принимает разные формы, ограниченное перевоспитание может включать тепло и заботу, твердость, самораскрытие, конфронтацию, игривость и, среди прочего, установление границ. Оно принимает форму одновременной нежности и твердости через то, что называется «эмпатической конфронтацией». Оно также изменяется в зависимости от этапа лечения. По этой причине схема — терапия не может быть определена как особая позиция нейтралитета, твердости или заботы. Она наилучшим образом характеризуется широким спектром реакций и склонностей со стороны терапевта и включает в себя его гибкость и организацию этих реакций вокруг основных потребностей пациента.

Визуальные образы

Правое полушарие головного мозга является доминирующим полушарием в раннем детстве и, следовательно, полушарием, посредством которого маленький ребенок строит связи, участвующие в его становлении. По этой причине большинство ранних неадаптивных схем считаются пережитыми и хранящимися в правом полушарии пациента. Правое полушарие имеет наиболее прочные связи с лимбической системой мозга (место возникновения наших эмоций) и, следовательно, напрямую связано с нашими наиболее глубокими и мощными чувствами. Визуальные образы, как основное средство, посредством которого правое полушарие организует и обрабатывает информацию о собственной личности, других людях и аффектах, часто являются важным средством получения прямого доступа к «уязвимому ребенку» внутри пациента в его отношении к значимым и связанным с ним «инстинктивным» чувствам, которые лежат в основе схем.

Управляемые визуальные образы часто используются на ранних этапах схемной терапии с целью более четко и глубоко понять схемы и режимы. Это достигается путем:

1.         Вызова в памяти негативных детских воспоминаний в виде образов переживаний, связанных с матерью, отцом и другими значимыми людьми

2.         Просьбы к пациенту вести диалог с этими людьми

3.         Попытки узнать у пациента, что ему нужно от значимых других и понять эти потребности через призму связанной с ними схемы

4.         Просьбы к пациенту определить, какие из нынешних ситуаций вызывают те же эмоции, что и образы из раннего детства и, таким образом, уточнение связи между ранними воспоминаниями и текущими триггерами схем и режимов

Через этот процесс устанавливается резонанс между правым полушарием терапевта, по мере того как он представляет себе образы, описываемые пациентом в режиме уязвимого ребенка, и правым полушарием пациента. Считается, что этот резонанс правых полушарий углубляет и активизирует эмоциональную связь между терапевтом и пациентом.

Также визуальные образы часто являются важным элементом фазы изменений. Данная фаза включает в себя процесс под названием «перезаписи изображений», посредством которого болезненные воспоминания пересматриваются пациентом и, таким образом, обеспечивают важную основу. Для некоторых пациентов и терапевтов Дневник схем используется в рамках своей системы, а не явно, особенно на более поздних этапах лечения. Для других пар терапевт-пациент он становится важным инструментом для дальнейшей интернализации процессов, присущих здоровому взрослому.

 

Образные методы, которые психотерапевт может использовать для оценки схем. Один из таких методов – попросить пациента закрыть глаза и вызвать образ себя-ребенка с родителями. Часто вызванные образы помогают определить основные схемы поведения пациента. 28-летний Джонатан – руководитель высшего звена, и его основной схемой поведения является недоверие/оскорбление. Он обратился к психотерапевту потому, что испытывал приступы сильной тревоги на работе, во время которых становился чрезмерно подозрительным и обидчивым на своих сотрудников. Когда его попросили вызвать образ себя самого в детстве и своей семьи, он вызвал два разных образа. В первом, его терроризировал старший брат. Во втором, отец-алкоголик приходил домой и избивал его мать, в то время как сам Джонатан в страхе прятался. Существует множество методов, которые психотерапевт может использовать, чтобы помочь пациентам ослабить их схемы поведения. Эти методы можно разделить на четыре категории: эмоциональный, межличностный, когнитивный и поведенческий метод ослабления. Краткое описание каждой из этих категорий приведено ниже с примерами. Эмоциональные методы ослабления поощряют пациентов испытать и выразить эмоциональные аспекты их проблемы. Один из способов это сделать – попросить пациента закрыть глаза и представить, что он беседуют с человеком, на которого направлены его эмоции. Затем он должен наиболее полно выразить свои эмоции в воображаемом диалоге. Одна женщина, основной схемой поведения которой была эмоциональная депривация, прошла нескольких сеансов, где имела возможность выразить свой гнев по отношению к родителям за то, что они недостаточно эмоционально к ней относились. Каждый раз, когда она выражала эти чувства, она все дальше отходила от основной схемы своего поведения. Она смогла увидеть, что у ее родителей были свои проблемы, которые не давали им возможности адекватно о ней заботиться, и что не всегда ее она была лишена заботы. У метода выше существует множество вариантов. В таком диалоге пациенты могут взять на себя роль другого человека и выразить, как они представляют себе свои чувства. Или же они могут написать письмо другому человеку, даже если не собираются его отправлять, и выразить свои чувства, не подавляя их. Работа с состояниями как эмоциональный метод ослабления схемы может иметь неоценимое значение. Пациент может испытывать смутное чувство грусти, которое не может понять. Изучая свое состояние вместе с психотерапевтом, пациент может отмечать такое состояние как незначительное. В ходе бесед с психотерапевтом с точки зрения состояния могут проявиться многие чувства, с которыми необходимо работать в дальнейшем. В этом случае пациент может проработать не только грусть, но и гнев, который он игнорирует. Межличностные методы делают акцент на взаимодействии пациента с другими людьми таким образом, чтобы выявлять роль схем. Один из способов – сосредоточить свое внимание на отношениях с психотерапевтом. Часто, пациенты со схемой подчинения делают все, что от них требует психотерапевт, даже если не считают терапевтические методы соответствующими. Затем они испытывают негодование по отношению к психотерапевту, которое проявляют косвенно. Эту модель согласия и косвенного выражения обиды можно проработать в пользу пациента. Это может привести пациента к полезным размышлениям о других случаях, в которых он выполняет требования других, а позже возмущается ими, и поиском способов того, как лучше с этим справиться. В другой разновидности межличностного метода задействуется супруг(а) пациента. Человек со схемой самопожертвования может выбирать себе супруга(супругу), который(которая) игнорирует его желания. Психотерапевт может пожелать привлечь супруга(супругу) к терапии для того, чтобы помочь им обоим изучить модели их отношений и изменить то, как они взаимодействуют друг с другом. Когнитивные методы – это те, которые направлены против когнитивных искажений, вызванных схемой. Как и в краткосрочной когнитивной терапии, выявляются неадекватные мысли и изучаются свидетельства в их пользу и против. После чего их заменяют на новые мысли и убеждения. Эти методы помогают пациенту найти альтернативные способы взглянуть на ситуацию. Первый шаг в работе со схемами когнитивными методами – это изучение свидетельств за и против конкретной схемы, которая рассматривается в данный момент. Это подразумевает изучение жизни и жизненного опыта пациента с учетом всех свидетельств, которые поддерживают или опровергают схему. После чего свидетельства критически изучают, чтобы понять, действительно ли они поддерживают схему. Как правило, представленные свидетельства оказываются ошибочными и на самом деле не поддерживают схему. Рассмотрим такой пример: молодой человек, чья схема поведения – эмоциональная депривация. Когда его попросили представить свидетельства того, что его эмоциональные потребности не удовлетворяются, он вспомнил несколько случаев неудовлетворения своих потребностей бывшими девушками. Однако, после их тщательного изучения выяснилось, что, как часть схемы подчинения, он выбирал девушек, которые были не способны удовлетворить его эмоциональные потребности. Это понимание придало ему оптимизма; если он по-другому начнет выбирать себе партнеров, его потребности, вероятно, будут удовлетворены. Другой когнитивный метод – это структурированный диалог между пациентом и психотерапевтом. Для начала пациент принимает сторону схемы, а психотерапевт представляет более конструктивную точку зрения. Затем пациент и психотерапевт меняются ролями, давая пациенту возможность озвучить альтернативную точку зрения. После нескольких таких диалогов пациент и психотерапевт могут составить для пациента карточку, в которой кратко перечислены свидетельства против схемы. Типичной карточкой для пациента со схемой дефективность/стыд является следующее утверждение: «Я знаю, что я чувствую, что со мной что-то не так, но нормальная часть меня знает, что я в порядке. Есть несколько человек, которые знают меня очень хорошо и остаются со мной уже долгое время. Я знаю, что могу продолжить дружить со многими людьми, в которых я заинтересован». Пациент должен всегда хранить эту карточку в легко доступном месте и перечитывать ее каждый раз, когда возникает соответствующая проблема. Постоянно в этом практикуясь, а также при помощи других когнитивных методов, вера пациента в схему постепенно ослабнет. Поведенческие методы – это те, при помощи которых психотерапевт помогает пациенту изменить долгосрочные модели поведения таким образом, чтобы схема подчинения была сведена к минимуму, а поведение, способствующее ослаблению схемы, укрепилось. Одна из поведенческих стратегий – помочь пациентам в выборе партнеров, которые подходят им и способны поддерживать с ними здоровые отношения. Пациенты c схемой эмоциональной депривации, как правило, выбирают партнеров, которые не удовлетворяют их эмоциональные потребности. Работая с такими пациентами, психотерапевт помогает им в процессе оценки и выбора новых партнеров. Еще одна поведенческая методика заключается в улучшении навыков общения у пациентов. Например, женщина со схемой подчинения считает, что она заслуживает повышения по работе, но не знает, как об этом попросить начальника. Один из методов научить ее, как это сделать – ролевая игра в общение с начальником. Вначале психотерапевт берет на себя роль пациента, а пациент – роль начальника. Это позволяет психотерапевту показать, как правильно нужно говорить о повышении. Затем пациент получает возможность попрактиковать новую модель поведения и получить помощь психотерапевта до того, как изменить свое поведение в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, схемная терапия может помочь людям понять и изменить свои долгосрочные модели поведения. Суть терапии заключается в выявлении ранних неадекватных схем поведения, стилей преодоления и состояний, а затем систематически им противостоять и бороться с ними.

Таким образом мы подходошли к определению цели схема-терапии, которую можно определить, как оказание пациентам помощи в удовлетворении глубинных эмоциональных потребностей. Причём решение данной задачи осуществляется посредством обучения пациентов следующим навыкам:

  • Отказ от копинг-стратегий и схем, которые блокируют контакт с чувствами;
  • Удовлетворение потребностей, способствующее излечению схем и уязвимых моделей;
  • Ограничение в разумных рамках яростных, импульсивных или гиперкомпенсирующих схем и режимов;
  • Избавление от критичных, самонаказующих схем и режимов;
  • Формирование здоровых схем и режимов.